Хотим предложить вашему вниманию несколько несложных тестов на опрпеделение уровня сформированности мыслительных операций и осведомленность.
Задание № 1. Цель теста - оценить запас знаний, определить, умеет ли ребенок отделять существенные признаки от несущественных.
Взрослый вслух читает ребенку вопросы, а ребенок должен выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. Старайтесь читать с выражением, выберите такую интонацию, чтобы у ребенка не возникло сомнений, из каких слов он должен выбрать правильный ответ. Перед началом тестирования следует выполнить пробное задание. Переходите к тестированию только после того, как убедитесь в том, что ребенок понял, что от него требуется.
Инструкция ребенку. Выбери из нескольких перечисленных слов одно, которое правильно закончит начатое предложение.
Нулевое задание. В неделе (2, 3, 4, 7, 12) дней. (Правильный ответ- 7.)
Если ребенок смог правильно ответить на этот вопрос и хорошо понял условия задания, переходите к вопросам теста.
Вопросы:
1. У домашних тапочек есть (шнурки, пряжки, подошва, ремешки, пуговицы).
2. В жарких краях обитает (заяц, олень, волк, верблюд, морж).
3. В году (3, 4, 7, 12, 30) месяцев.
4. Месяц весны (декабрь, январь, апрель, февраль, июнь).
5. В России не живет (ворона, синица, журавль, бегемот, скворец).
6. Мать старше своей дочери (часто, всегда, иногда, редко, никогда).
7. Время суток (год, месяц, неделя, день, вторник).
8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, голубая, вкусная).
9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, стебель).
10. Город в России (Вашингтон, Берлин, Москва, Рим, Белград).
Ответы:
1. Подошва.
2. Верблюд.
3. 12.
4. Апрель.
5. Бегемот.
6. Всегда.
7. День.
8. Жидкая.
9. Корень.
10. Москва.
Интерпретация результатов.
Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос «Почему не пряжка?» После правильного объяснения записывается 1 балл. Если ответ ошибочный, предложите ребенку подумать и дать правильный ответ, после второй попытки ставится 0,5 балла, если ответ правильный. Подсчитайте количество набранных баллов. Постарайтесь объяснить ребенку, как нужно было правильно выполнить это задание.
Задание №2
Цель теста - выяснить, умеет ли ребенок выделять существенные признаки предметов и явлений, сформированы ли операции обобщения.
Объясните ребенку условия задания. Проведите пробное задание. Если при выполнении нулевого задания у малыша возникли затруднения, спросите его, почему он выбрал именно это слово, объясните ему его ошибку. Если ребенок успешно справился с пробным заданием, переходите к тестированию.
Инструкция ребенку. Сейчас я буду читать тебе вслух по пять слов. Четыре из пяти слов можно объединить и назвать общим словом. Одно из пяти слов - лишнее. Найди это слово.
Нулевое задание. Чашка, кастрюля, тарелка, стакан, мячик. (Правильный ответ - мячик; обобщающее слово - посуда.)
Вопросы;
1. Роза, лилия, горох, незабудка, георгин.
2. Океан, озеро, река, мост, болото.
3. Сергей, Владимир, Петров, Илья, Александр.
4. Липа, береза, орешник, клен, ольха.
5. Машинка, лопата, мяч, песок, кукла.
6. Ярославль, Санкт-Петербург, Сочи, Африка, Тула.
7. Внимательный, медленный, грустный, горький, веселый.
8. Утка, петух, гусь, соловей, курица.
9. Умножение, вычитание, сложение, деление, число.
10. Круг, квадрат, овал, указка, треугольник.
Ответы:
1. Горох.
2. Мост.
3. Петров.
4. Орешник.
5. Песок.
6. Африка.
7. Горький.
8. Соловей.
9. Число.
10. Указка.
Интерпретация результатов. Если первое задание выполнено правильно, задается вопрос: «Почему?». При правильном объяснении ставится 1 балл. За правильный ответ со второй попытки (после ваших объяснений) ставится 0,5 балла. Вопрос «Почему?» не задается после правильного ответа на вопросы 7, 8, 9, 10, поскольку дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения.
Задание №3
Цель теста - оценить умение устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
Это сложное задание, успешное выполнение которого в большой степени зависит оттого, как вы сумеете объяснить ребенку, что от него требуется. Внимательно ознакомьтесь с материалом теста. Сначала решите задания самостоятельно. Только после этого приступайте к тестированию.
Прочтите ребенку слова из примера, объясните, что сначала вы прочтете ему два слова, обозначающие предметы, которые находятся в определенной связи между собой; эти слова - образец. Установив отношение между ними, ребенок сможет составить вторую пару слов, в которой слова находятся тоже в определенном отношении друг к другу, по аналогии с первым вариантом.
Инструкция ребенку (инструкция дается на примере нулевого задания). Сейчас я произнесу два слова, они как-то связаны между собой. Луг, цветы. Подумай, как связаны между собой эти слова. (Дайте ребенку время подумать.) Вторую пару слов ты должен будешь составить самостоятельно, но между третьим и четвертым словом должна быть такая же связь, как между первым и вторым. Готов? Булочная. К этому слову ты должен подобрать парное слово из слов сад, двор, хлеб. (Слова можно повторить.)
Нулевое задание, а) Луг, цветы. Булочная (сад, двор, хлеб). (Правильный ответ - хлеб.) б) Бежать, стоять. Кричать (молчать, ползать, шуметь). (Правильный ответ - молчать.)
Вопросы:
1. Помидор, овощ. Роза (сорняк, цветок, роса).
2. Учитель, ученик. Врач (почки, пациенты, пациент).
3. Сад, яблоня. Огород (забор, свёкла, колодец).
4. Медведь, берлога. Цветок (ваза, стебель, цветы).
5. Перчатка, рука. Ботинок (чулки, подошва, нога).
6. Темный, светлый. Мокрый (скользкий, сухой, солнечный).
7. Часы, время. Термометр (температура, кровать, врач).
8. Машина, мотор. Лодка (волна, моряк, парус).
9. Стакан, стеклянный. Игла (острая, стальная, тонкая).
10. Стол, скатерть. Пол (мебель, ковер, доска).
Ответы:
1. Цветок.
2. Пациент.
3. Свёкла.
4. Ваза.
5. Нога.
6. Сухой.
7. Температура
8. Парус.
9. Стальная.
10 Ковер.
Интерпретация результатов. За правильный ответ - 1 балл, за ответ со второй попытки - 0,5 балла. Уточняющие вопросы («Почему?» и пр.) задавать не надо.
Задание №4
Цель теста - оценить умение обобщать.
Вопросы теста состоят из двух слов, к которым надо придумать обобщающие понятия. Перед началом тестирования необходимо выполнить с ребенком пробное задание. Не начинайте тестирование, не убедившись в том, что ребенок хорошо понял, как он должен отвечать. Вопросы четко зачитывайте вслух.
Инструкция ребенку (инструкция дается на примере нулевого задания). Шапка и платье - это одежда. Придумай общее слово к словам топор и молоток.
Нулевое задание, а) Топор, молоток. (Правильный ответ - инструменты.)
б) Дождь, град. (Правильный ответ - осадки.)
Вопросы:
1. Ложка, вилка.
2. Щука, лещ.
3. Весна, осень.
4. Свёкла, картошка.
6. Стол, стул.
7. День, ночь.
8. Бегемот, бабочка.
9. Март, апрель.
10. Куст, цветок.
Ответы:
1. Столовые приборы.
2. Рыбы.
3. Времена года.
4. Овощи.
5. Кусты.
6. Мебель.
7. Время суток.
8. Животные.
9. Весенние месяцы.
10. Растения.
Интерпретация результатов. При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки за верный ответ - 1 балл. За правильный ответ со второй попытки - 0,5 балла. Допустимы некоторые вариации ответов. Например, правильным ответом на вопрос №5 можно считать и ответ «Растения».
Подведение итогов тестирования
При обработке результатов исследования подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение всех четырех заданий теста, и выставляется общая оценка.
Максимальное количество баллов за решение всех заданий - 40. Это 100 процентов.
Если ваш ребенок часто отвечал правильно лишь со второй попытки, это может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания. Не спешите делать негативные выводы: вероятнее всего, после дополнительных занятий ребенок справится с этой проблемой!
Полученное число - оценка развития ребенка 7-8 лет.
Если оценка выше 31,5 - это блестящий результат;
если оценка от 26 до 31,5 - хороший результат;
если оценка от 20 до 25,5 — удовлетворительный результат.