В МБОУ Школе №101 все педагоги регулярно повышают квалификацию, имеют свои темы для самообразования, утвержденные Методическим советом.
Сведения о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовки (при наличии) педагогических работников, о стаже работы
В 2022 обучались на курсах повышения квалификации учителя Панкратова Е.А. (Разработка индивидуальных образовательных программ сопровождения интеллектуально одарённых обучающихся), Мартыненко И.В., Атякшева Н.А., Козлова А.Ю. (Теоретические основы финансовой грамотности), Карелина Л.Н., Русинова Т.А., Хоровенько Е.Г. (Естественно-научная грамотность: содержание, структура, оценивание), Свиридова Е.Г. (Способы формирования математической грамотности на уроках математики; Сенсорная интеграция в теории и
практике), Козлова А.Ю. (Язык программирования Python в школьном курсе информатики и при подготовке к ЕГЭ), Соколовская И.В. (Теоретические основы финансовой грамотности), Федосенко С.А. (Читательская грамотность). По теме «Новый ФГОС ООО: рабочая программа,
функциональная грамотность и взаимодействие с родителями (Академия Ресурсы образования) проучились все педагоги школы.
Таким образом, в 2022 году повысили квалификацию 36 педагогов (100%)
В педагогическом коллективе школы методическая учеба осуществлялась через семинары, подготовленные руководящими педагогическими работниками: «Организация контроля знаний учащихся в соответствии с ФГОС», «Мониторинг знаний учащихся (внешний и внутренний контроль)», «Современные формы организации работы по патриотическому воспитанию в школе», «Проектно-исследовательская деятельность учащихся», а также на школьных методических объединениях, где учителя обменивались опытом по вопросам, вынесенным на педсовет.
Развивают свой профессионализм, занимаются саморазвитием и совершенствованием профессиональных компетенций учителя, руководя исследовательской и творческой деятельностью своих учеников: классные руководители 5-8 классов в течение учебного года вели в своих классах кружки «Мир проектов», лучшие классные проекты приняли участие в школьном конкурсе «Проект-101»: победителями стали учащиеся 7а (руководитель Никитина С.В.). 5б (руководитель Вовк Т.В.), 5в (Русинова Т.А.), 8а (Гринаковская О.В.), 5б (Федосенко С.А.); Федосенко подготовила к муниципальной НПК (2-е место по литературе), Гегельская Е.В. (3-е место по истории), Алексеева Е.Е. (2-е место)
В этом учебном году 48 учащихся 9-х классов и 33 ученика 11 классов защищали итоговые индивидуальные проекты, подтверждая тем
самым достижение ими метапредметных планируемых результатов освоения основной (или средней) образовательной программы основного
(среднего) общего образования. Все ученики 9-х и 11-х классов подготовили свои проекты под руководством педагогов и успешно защитили их
перед школьной комиссией.
Свой опыт педагоги школы представляли и за пределами школы: учитель начальной школы Яковлева Н.А. приняла участие в Муниципальном этапе профессионального конкурса «Учитель года», стала победителем в номинации «Творчество и вдохновение», педагог-психолог Свиридова Е.Г. представляла на городском фестивале школьную службу медиации, публиковала отчёты о прохождении проекта «Творчество на благо здоровья» (на реализацию которого выиграла грант на муниципальном конкурсе) на сайте муниципального ресурсного центра; учителя школы обобщают и распространяют свой педагогический опыт через публикации на сайте «Инфоурок»: Гвоздева А.В., учитель начальной школы,
награждена благодарностью за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки для учителей; принимают участие во всероссийском тестировании «Росконкурс» (Гвоздева А.В. имеет Диплом победителя); активно выкладывают на школьный сайт свои методические разработка Мартыненко И.В., Яковлева Н.А., Свиридова Е.Г.; учителя общаются с коллегами на сайте «Общественно инициативных школ», на сайте ITN Сеть творческих учителей; учитель физической культуры Колосова Е.А. работала в составе судейской бригады по горным лыжам на 24 зимних Олимпийских играх и в составе бригады судей на Чемпионате России в дисциплине сноуборд-кросс; все учителя работают в городских методических объединениях по своему профилю.
Анализ деятельности педсоветов.
В январе состоялся педсовет по теме «Изучение ОДНКНР в МБОУ Школе №101». Педагогический коллектив школы понимает, что
введение в образовательную программу школы образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является не только выполнением приказа Министерства образования (№1897 от 17.12.2010г.), но и насущным требованием времени, поскольку планируемые результаты реализации ОДНКНР обозначены в основной образовательной программе основного общего образования, а выполнение программы обеспечивает достижение следующих результатов: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, уважительного отношения к религиозным чувствам; знание основных норм морали, нравственных, духовных
идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества. Однако в условиях агрессивного вмешательства во многие сферы жизни потребительской культуры состояние духовно-нравственной культуры учащихся не соответствует представлениям педагогов об удовлетворяющем уровне этой культуры и поэтому педсовет наметил пути решения этой проблемы.
В августе 2022 года состоялся традиционный педсовет, на котором были подведены итоги работы коллектива педагогов в прошлом учебном году и намечены перспективы на новый учебный год.
Завершая свою работу, педсовет школы принимал конкретные решения, следующий педсовет начинался с отчета о выполнении решений предыдущего педсовета. Работа педсовета затем обсуждалась на заседаниях методического совета.
Деятельность Методического совета и школьных методических объединений
В 2022 году состоялось 4 заседания Методического совета, на которых анализировалась работа состоявшихся педсоветов, намечался план проведения последующих, шло обсуждение нормативных документов, обсуждались вопросы участия в различных конкурсах, положения школьных конкурсов и т.д.
В 2022 году в школе работали следующие методические объединения:
МО учителей начальных классов (руководитель Мартыненко И.В.)
МО учителей гуманитарных наук (руководитель (Ротарь Н.В.)
МО учителей математики и информатики (руководитель Панкратова Е.А.)
МО учителей иностранных языков (руководитель Новоженцева И.Ю.)
МО учителей естественных наук (руководитель Карелина Л.Н.).
В начале года на заседаниях ШМО утверждался план работы, заседания ШМО проводились регулярно, работа всех школьных МО строилась в русле методической темы школы.
Педагоги школы в этом году продолжали активно работать с одаренными детьми и добились определенных успехов в этом направлении (за реализацию программы «Одаренные дети» в школе отвечает Панкратова Е.А.)
Большую работу учителя школы ведут вне уроков, развивая активный интерес обучающихся к познанию учебных предметов. Кроме курсов дополнительного образования и традиционных предметных недель, участия в различных просветительских конкурсах и викторинах, это
организация различных образовательных проектов и образовательных событий («Театр Древней Греции», «Пионеры-герои», создание альманаха, посвящённого 200-летию со дня рождения Н.А.Некрасова, «Песни на войне»), проведение традиционного Дня Весны, посвящённого в этом году книге Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», песенного фестиваля «Песни военных лет», участие во Всероссийском творческом конкурсе сочинений «Слава созидателям», «Без срока давности» и в конкурсе чтецов «Живая классика»; проведение учениками экскурсий для учащихся школы у мемориальной стены «АлСиб – трасса мужества»; организация выступлений перед учащимися школы представителей МВД, МЧС, ветеранов боевых действий; организация просмотров исторических фильмов в школьном киноклубе «Они сражались за Родину», выезды в красноярские театры и музеи, экскурсии на предприятия города и т.д.
Методическая тема и определяемая ею работа школьных методических объединений соответствует основным задачам, сформулированным в Программе развития школы:
- создание условий, психологически комфортных для всех участников образовательного процесса;
- совершенствование профессионального мастерства педагогов;
- внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий;
- здоровьесбережение учащихся школы;
- поддержка и развитие одаренных детей;
- введение новых ФГОС, внедрение системно-деятельностного подхода в образовании, освоение функциональной грамотности;
- реализация предметной области ОДНКНР через включение в рабочие программы учебных предметов тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания и через включение занятий по этой предметной области во внеурочную деятельность.
Аттестация, ее итоги, результаты.
В 2022 году Главной (краевой) аттестационной комиссией были аттестованы:
• учитель русского языка и литературы Коробейникова Е.В. (высшая кат.);
• учитель английского языка Калмыкова Н.В. (высшая категория);
• учитель начальных классов и воспитатель Мартыненко И.В. (высшая категория);
• учитель начальных классов и воспитатель Петрова С.З. (высшая категория);
• педагог дополнительного образования Кравченко А.С. (высшая категория);
• учитель физической культуры Канаев А.А. (первая категория).
Вывод по разделу:
Школа укомплектована педагогическими кадрами, уровень образования педагогических работников соответствует требованиям занимаемых должностей.
Повышение квалификации педагогических работников осуществляется на основе перспективного плана курсовой подготовки с учётом запросов педагогов, результатов их педагогической деятельности, с учётом целей и задач, стоящих перед образовательным учреждением.
В школе достаточное количество учителей, имеющих категории, в том числе высшую, для осуществления обучения по углубленным, профильным программам. Приобретенные знания в области ИКТ педагоги используют при разработке программ и проведении занятий
углубленного обучения. Педагоги, прошедшие курсовую подготовку, активно используют полученные умения и навыки в своей образовательной практике.
Школа продолжает работать над обеспечением перехода от массового унифицированного образования к индивидуализированному образованию, направленному на обеспечение успешности и конкурентоспособности каждого ребенка. Принцип индивидуализации
ориентирован, прежде всего, на возможности самообразования учащегося и строится на его индивидуальных учебных целях и приоритетах.
Данная возможность способствует ответственному отношению к сделанному самим учащимся выбору, позволяет определить не только цели и задачи, но и ресурсы как свои, так и образовательной среды. Осознанный заказ школьника на собственный процесс образования, а вместе с ним и способность взять на себя ответственность за свой образовательный результат – чрезвычайно важная задача. В новых образовательных
условиях для реализации принципа индивидуализации на уровне каждого учащегося мы учимся использовать образовательные технологии и дидактические средства, которые позволяют учащимся построить индивидуальную образовательную траекторию в особой, избыточной, наполненной различными возможностями образовательной среде, доступной учащемуся для освоения и использования.
В крае сегодня происходит выращивание и сопровождение лидерских практик, направленных на построение нового образа краевой системы образования, которые в дальнейшем будут служить ориентиром для развития всей системы в целом.
В региональном атласе образовательных практик представлены четыре образовательные практики:
- «Повышение качества образования технической направленности»,
- «Мост поколений» (практика наставничества),
- «Реализация духовно-нравственного направления внеурочной деятельности на разных уровнях обучения через программу "Я и моё Отечество".
- «Социальное проектирование как обязательное условие реализации внеурочной деятельности и успешной социализации учащихся на всех уровнях обучений».
В школе разворачивается практика по наставничеству (Проект «Мост поколений»).
Однако остаются нерешенными следующие проблемы:
1. Недостаточно высокий уровень мотивации части педагогов на изменения профессиональной деятельности в связи с введением ФГОС и как следствие:
- не освоен всеми педагогами системно-деятельностный подход в организации образовательной деятельности;
- недостаточный уровень теоретико-методологической подготовки в части технологий образовательной деятельности, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках аудиторной и внеаудиторной деятельности, т.е. имеется
- объективная проблема наличия квалификационных дефицитов в наиболее значимых педагогических компетенциях.
- недостаточная готовность педагогов к комплексной оценке планируемых результатов освоения ООП.
2. Школьная система оценки качества общего образования не является в полной мере инструментом, формирующим программу действий школы, учителя и учащихся по результатам контрольно-оценочных действий.
3. Реальная профессиональная деятельность определённой части педагогов не соответствует в полной мере требованиям профессионального стандарта, из-за большой нагрузки часто педагоги не реализуют потенциал урока на оптимально эффективном уровне.
4. Низкая активность родителей.
5. Отсутствие сетевого взаимодействия с образовательными организациями в рамках образовательного пространства г. Железногорска.
6. Недостаточно развивается современная цифровая образовательная среда (недостаточный уровень МТБ). Вследствие чего учитель слабо владеет электронной дидактикой, не оснащен новыми технологиями, достаточными для обеспечения достижения учениками сложного
образовательного результата, не способен занимать различные профессиональные позиции: тьютора, модератора, диагноста, организатора проектной деятельности, организатора образовательной онлайн-платформы.
Данные проблемы станут «точками роста». Все изменения, которые будут происходить, станут условиями построения нового содержания образования. Кроме этого необходимо обеспечить реализацию обновленных ФГОС.